Какая красота: "принимая решение передать Троицу церкви, Кремль не знал о состоянии иконы". Не рискну это комментировать: такие аналогии просятся на язык, что хоть святых выноси, из Кремля особенно.
Какая красота: "принимая решение передать Троицу церкви, Кремль не знал о состоянии иконы". Не рискну это комментировать: такие аналогии просятся на язык, что хоть святых выноси, из Кремля особенно.
Но важно - другое. Во всех СМИ пишут, что немедленно передать Троицу РПЦ отказываются "эксперты Третьяковки", "специалисты Третьяковки" или даже "ученый совет Третьяковки". Т.е. у публики формируется мнение, будто один-единственный строптивый музей уперся рогом и не хочет отдавать православному народу свою единицу хранения.
Вам нагло врут в глаза.
Придется, как обычно, в полночь встать из гроба и дать справку.
Вы наверное заметили, как пресса тихой сапой, будто невзначай, но упорно прибавляет к Троице слово "чудотворная". Это неправда. И со строптивой Третьяковкой тоже неправда.
А как все обстоит на самом деле?
Решение о том, что Троицу надо стабилизировать, а там видно будет, принял Расширенный Реставрационный совет № 87 от 15 мая 2023 года. Он всегда собирается. когда речь идет о судьбе памятников национального значения. Именно он отстоял ветхую икону в 2008-м, когда ее пытались забрать в первый раз. Всем, кому реально интересно, я дам ссылку на стенограмму заседания (с картинками и пояснениями), а просто для сведения - перечислю, какие структуры были представлены на совете.
И единогласно решили: сейчас икону трогать - опасно, пусть отдохнет.
Что-то мне подсказывает: многое после этого перечисления станет яснее.
- Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва;
- реставрационная мастерская Свято-Троицкой Сергиевой лавры;
- кафедры реставрации и иконописи Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ);
- Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви;
- Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ);
- лаборатория климата музеев и памятников архитектуры Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР);
- лаборатория научной реставрации темперной живописи и отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа;
- сектор древнерусского искусства Государственного института искусствознания (ГИИ);
- сектор реставрации живописи Музеев Московского Кремля;
- отдел реставрации музейных коллекций Московского
музея-заповедника «Коломенское-Измайлово»;
- отделение реставрации Московского академического художественного училища (МАХУ);
- отдел реставрации и консервации Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
(ГМИИ им. А.С.Пушкина);
- отдел реставрации древнерусской живописи и отдел древнерусского искусства Государственного Русского музея (ГРМ),
- кафедра Истории отечественного искусства Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
- секция темперной живописи и секция монументальной живописи Государственной Аттестационной комиссии Министерства культуры;
- Научно-методический совет по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры;
- комиссия Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия России;
- комиссия Министерства культуры по аттестации реставраторов;
- комиссия по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры.
Там больше пятидесяти человек, от Третьяковки - двадцать.
Собственно позицию РПЦ на совете озвучивал протоиерей Леонид Калинин (художник по образованию, скульптор), член Патриаршего совета по культуре, почетный академик Российской Академии Художеств, и реставрации и прочая, и прочая.
Он на совете поначалу язвил и даже, с моей точки зрения, разок капитально нахамил музейщикам. Но, честь ему и хвала, быстро врубился в ситуацию и сменил тон.
И, в конечном счете, под решением совета - подписался.
Чего и вам желаю.
по ссылке: скан стенограммы Расширенного Реставрационного совета + иллюстрации
И про новости культуры. Не буду спорить - у уволенного вчера директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой множество недостатков.
И одно достоинство - она профессионал и умеет делать выставки. Все выставочные хиты последних лет - от пресловутой "выставки Серова" до сегодняшнего "Великого княжества" - сделаны в период ее директорства.
У заступившей на ее место Елены Проничевой тоже есть одно достоинство – папа, бывший глава погранслужбы России.
Во всем остальном ее бэграунд никак не тянет на руководство одним из крупнейших музеев страны. От образования – «сравнительная политология» в МГИМО до опыта работы: комитет по бюджету и налогам Госдумы, «Газпром», департамент внешнеэкономической деятельности «Газпромбанка», ВДНХ, Еврейский музей и центр толерантности, Федеральный научно-методический центр по вопросам психологии и педагогики толерантности (такой тоже есть, ога) и только последние два года – Политехнический музей.
Вопрос на засыпку – какими выставками в последние два года нашумел Политехнический музей?
Вот так оно примерно же и будет с Третьяковкой. Что происходит с культовыми музеями, когда их отдают в кормление представителям «хороших семейств» мы уже видели на примере ГММИ им. Пушкина. Но Марина Дэвовна Лошак, по крайней мере, всю жизнь работала в музеях и галерист профессиональный.
Давайте скажем честно - достоинство Проничевой кроет достоинство Трегуловой как бык овцу. Потому что это – базовый принцип функционирования отечественных властных структур. Очень точно написала одна умная женщина: «Дочка Бориса Николаича подписала назначение дочке Владимира Егорыча» (министр культуры подписала назначение новому директору Третьяковки).
Как показали новости вчерашнего дня: талантливые дети у нас успевают везде – и с поставками формы в армию, и в Третьяковку. В сегодняшней России управленческие и профессиональные таланты вообще передаются исключительно по наследству и выигрыш в генетической лотерее – главный залог успешной карьеры.
Есть у меня один старый текст на эту тему – выложу, пожалуй.
Не устарел, к сожалению.
________________________________
Когда меня спрашивают, почему рухнул СССР, я всегда объясняю это на примере детской песни.
В начале 70-х символом детской песни был мальчик, которого звали Сережа Парамонов, и он был сыном уборщицы и слесаря с завода "Серп и молот". Существовавшая в стране система поиска и обучения талантов нашла этот бриллиант и сделала его звездой - по праву таланта.
Впервые его талант заметили после 2 класса в пионерском лагере - музыкальный работник лагеря специально после смены приехала к родителям, чтобы объяснить, какой у них талантливый мальчик, и что его непременно надо учить музыке. Тогда это все было бесплатно, поэтому потом был музыкальный кружок на заводе "Серп и молот", потом огромный конкурс в Большой детский хор, который он блестяще прошел, а еще через год стал в хоре солистом.
Записи его песен слушают до сих пор, полвека спустя. Сережу Парамонова знала и любила вся страна, он уже в 10 лет мог сделать из песни шлягер, поэтому специально для него писали песни лучшие композиторы и поэты страны вроде Александры Пахмутовой и Роберта Рождественского.
Это действительно был очень талантливый ребенок, которого по праву называли советским Робертино Лоретти.
Десять лет спустя, к началу 80-х, ситуация изменилась радикально. Этот лифт наверх был отключен, а талант ребенка в детской песне перестал иметь какое-либо значение.
Значение имело только его происхождение.
Все 80-е на телеэкранах страны царили дети, талантливые по праву рождения.
Алла Пугачева в 1983 году усаживает в телевизор дочь Кристину Орбакайте в песне "А знаешь, все еще будет".
В 1986-м Михаил Боярский представляет стране сына Сергея, хотя слушать какую-нибудь песню "Динозаврики" без рыданий и конвульсий могли не только лишь все.
В конце 80-х в телевизоре уже голосили про собачку Олег и Родион Газмановы.
И все было только так и никак иначе. Конец 80-х - начало 90-х это время блатных деток и нет им числа: Илона Броневицкая, Владимир Пресняков-младший, Дима Маликов... Чужие здесь не ходят. Даже какая-нибудь давно и прочно забытая по причине предельной безголосости Даша Оганезова и та была дочерью Леона Оганезова, аккомпаниатора Владимира Винокура.
Произошла очень простая вещь - тогдашней эстрадной элите очень хотелось передать детям свои блага и привилегии. А чтобы бездарность детей не так бросалось в глаза, да и самим было проще удерживать позиции - в телевизор просто перестали пускать новых людей, сколь бы талантливыми те не были. Ну или только из своего круга и за очень большие деньги.
С тех пор так и скачут одним и тем же составом уже несколько десятков лет.
Разумеется, не певцы развалили СССР - просто они очень наглядны в качестве иллюстрации, так как всегда были на виду.
Глобальная проблема была в том, что точно такие же истории происходили во всех сферах деятельности.
И в армии не случайно сочинили анекдот про внука генерала, который не станет маршалом, потому что "у маршала свои внуки есть". И про кандидата в члены ЦК КПСС Юрия Леонидовича Брежнева не стеснялись даже по телевизору упоминать.
На самом деле элите просто очень не хотелось делиться со всякими сережами парамоновыми, сколь бы талантливыми те не были. Им очень хотелось окуклиться и забить двери социальных лифтов досками крест-накрест. А поскольку устройство социальной системы мешало им это сделать - они поменяли социальную систему.
И с тех пор живут весело и счастливо.
Надежно закупоренные.
__________
Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame
Моя группа в Телеграмм - https://t.me/cartoon_history
Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741
«Девушка, освещенная солнцем» Валентина Серова. 1888 год.
«Девушкой, освещенной солнцем» стала двоюродная сестра Валентина Серова — Мария Симонович, с которой художник был очень дружен. Подходящее для работы место они отыскали в саду вдвоем. Художник хотел написать портрет на свежем воздухе, где солнце пробивается сквозь листву и создает затейливую игру света и тени.
Он говорил:
«В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».
Кузина позировала Серову, сидя на старой скамейке под раскидистой липой. Ей приходилось оставаться неподвижной по несколько часов и удерживать на лице одно и то же выражение.
Мария Симонович вспоминала
Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения; важное условие для выполнения той трудной и сложной задачи, которую он преследовал.
Валентин Серов планировал показать полотно на восьмой выставке Московского общества любителей художеств. Картиной заинтересовался Павел Третьяков. Серов в это время был в Петербурге, а его делами занимался пейзажист Илья Остроухов.
Он писал художнику:
«На всякий случай сообщи цену, мне ужасно хочется, чтобы он [портрет] был в галерее» .
Вскоре Павел Третьяков приобрел «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей.
22 декабря 1888 года Остроухов написал Валентину Серову:
«Твое имя в Третьяковской галерее».
Когда выставка открылась, рядом с портретом уже висела табличка: «Собственность Третьякова».
И тут разразилось. Картина главным образом раздражала художников старшего поколения, не оценивших новой русской живописи.
Солнечные блики на лице девушки они окрестили пятнами от «французской болезни».
Владимир Маковский негодовал:
«С каких это пор, Павел Михайлович, вы стали прививать вашей галерее сифилис?»
Того же мнения придерживался Илларион Прянишников, один из основателей товарищества передвижников:
«Это не живопись, а сифилис какой-то»
На эти слова Третьяков, почувствовавший подлинную новизну и значительность картины, ответил:
«Спасибо, я ваше мнение выслушал!»
В 1911 году, незадолго до своей смерти Валентин Серов посетил Третьяковскую галерею с другом Игорем Грабарем. Он остановился перед «Девушкой, освещенной солнцем» и сказал спутнику:
«Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет, да и малость спятишь. А то ничего не выйдет» .«Девушка, освещенная солнцем» - одна из первых картин, с которой начинается отсчет новой русской живописи. Сегодня очевидно: она стала не просто новым словом, а буквально дуновение свежего ветра перемен.
Драма, произошедшая у меня... ну, не на глазах, а, скажем так, на ушах.
В Москве акция "Ночь музеев", я решил по такому поводу сходить в Третьяковку. Очередь большая (нас таких умных много), стою жду. И тут откуда-то из очереди раздается полный муки мужской голос:
- Я отказался от водки ради искусства, а ты уходишь!
Увы, что там было дальше, я не знаю...
«Зельфира Трегулова сообщила «Известиям», что сохранение бесплатного прохода для детей от 16 до 18 лет теперь непосильно для Третьяковки».
Зарплата Зельфиры Трегуловой - один миллион двадцать пять тысяч рублей в месяц Вот это, значит для Третьяковки – посильно.
А бесплатно пускать одиннадцатиклассников – ну вот вообще никак.
Патологическая жадность.
https://t.me/fuckyouthatswhy/46793
https://iz.ru/1174871/elena-loriia-andrei-dobrov/u-nas-seich...